Главная » Сведения об образовательной организации

Доступная среда

Сведения о муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
средней общеобразовательной школе №70 города Тюмени имени Великой Победы

Доступная среда

В МАОУ СОШ № 70 города Тюмени реализуется комплексная программа «Доступная среда», в русле которой обеспечены следующие условия: здоровьесберегающее речевое пространство; комфортность школьного бытия; интересные события школьной жизни;  медицинское, психологическое, логопедическое сопровождение образовательной деятельности детей (интеграция деятельности служб и образовательного процесса).

Дополнительные возможности материально-технического обеспечения для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Для обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в МАОУ СОШ №70 города Тюмени созданы специальные условия:

1. Стоянка автотранспортных средств рядом со школой обеспечена выделенными местами для транспорта инвалидов.

2. Перед входной группой (слева от ступеней) расположен указатель и звонок вызова ассистента (помощника) из числа сотрудников школы, для предоставления услуг по оказанию инвалидам и лицам с ОВЗ необходимой технической помощи.

3. В школе в корпусе №1 оборудован пандус, в двух корпсуах имеются переносные телескопические рампы для преодаления лестничных маршей инвалидами колясочниками.

4. При входе в школу имеется вывеска  с названием школы,   выполненная  на контрастном фоне; информационные надписи в школе также продублированы на контрастном фоне;   обеспечена маркировка лестниц и дверей  для слабовидящих (желтый круг, полоса);
на стеклянные двери, во избежание травм, наклеен "Желтый круг" — предупредительный знак для слабовидящих людей.

5. В двух корпусах МАОУ СОШ № 70 города Тюмени имеются мнемосхемы.

6. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья в библиотеке установлены комплекты программно–аппаратного комплекса для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (3 шт.)

7. В двух корпусах имеются туалетные компнаты оборудованные для инвалидов и детей с ОВЗ.

8. Официальный сайт школы адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);

9. Учебные кабинеты (100%) оборудованы оргтехникой, позволяющей увеличивать учебные задания и упражнения  для детей с нарушением зрения, и звукоусиливающей аппаратурой, помогающей в обучении детям с нарушением слуха. Также в ряде учебных кабинетах имеются конторки, офтальмотренажеры, тактильные дорожки.

10. Библиотека и кабинет психологии оборудованы программно-техническим комплексом «БОС», компьютерами с сенсорным управлением.

11. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья в столовой МАОУ СОШ №70 в соответствии с медицинскими назначениями и рекомендациями возможен заказ индивидуального меню.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья утверждены и реализуются - адаптированные основные общеобразовательные программа начального и основного общего образования МАОУ СОШ №70 города Тюмени обучающихся с ОВЗ (различных вариантов, исходя из потребности учащихся).

12. Обеспечено предоставление бесплатных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

13. 100% работников школы обучены приемам оказания инвалидам необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования;

14. 100% работников школы имеют образование и (или) квалификацию, позволяющие осуществлять обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам;

15. В условиях отсутствия лифта организована работа волонтерских групп педагогов и старшеклассников по обеспечению мобильности инвалидов с ДЦП (передвижение с этажа на этаж, сопровождение передвижения по школе, особенно после операций на органах движения);

16. Обеспечена волонтерско-тьюторская деятельность педагогов и старшеклассников в целях успешной социализации детей-инвалидов (совместное участие в проектах, выставках, других событиях);

17. 100% детей-инвалидов, обучающихся в школе, имеют возможность получить качественное общее образование (в том числе профильное);

19. 100% детей-инвалидов, обучающихся в школе, получают дополнительное образование, участвуют в школьных проектах, социально-культурных практиках, олимпиадах, конкурсах.

Концептуальным  является проект «Школа Сотворчества как территория здоровья (духовно-нравственного, психического, физического)», в русле которого обеспечено сотворчество участников образовательных отношений во всех сферах школьной жизни. На основе концептуального проекта разработана и воплощается программа воспитания и социализации «Воспитание сотворчеством». Указанный проект и программа являются основополагающими при организации любого взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в nом числе для реализации Программы коррекционной работы.

В школе работают следующие службы: Центр охраны здоровья (11 специализированных медицинских и оздоровительных кабинетов, две сенсорных комнаты: световая и тактильная), Центр психологического сопровождения образовательной деятельности (четыре кабинета для индивидуальных и групповых занятий, кабинет нейропсихолога), логопункты (два кабинета), Центр игровой и образовательной деятельности «Радо» (был образован как пространство развития для детей с ОВЗ). Центр «Радо» оборудован набором психолога «Пертра», который используется для коррекционной работы. Обеспечена возможность дистанционного общения и обучения. В кабинетах специалистов имеется весь необходимый дидактический материал.

Кадровое обеспечение

 Все работники школы обучены работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, овладели методам  обучения по адаптированным образовательным программам.

Образовательную деятельность, развитие и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья сопровождают следующие специалисты: в Центре охраны здоровья – заведующая (педиатр), врач ЛФК, инструктор ЛФК, медсестра по массажу, медсестра физиокабинета, медсестра кабинетов водных процедур и галокамеры; фельдшер от ММАУ «Городская поликлиника №14»; в Центре психологического сопровождения образовательной деятельности – три педагога-психолога (один из них отвечает за работу с детьми с ОВЗ, сопровождает их обучение и социализацию, ведет коррекционные и творческие занятия), в логопунктах – два учителя-логопеда, имеющие дополнительное психологическое образование; педагоги-психологи, тьюторы; пеадггоги дополнительного образования.

Сетевые формы взаимодействия

В школе реализуется проект «Инклюзивное сообщество», в русле которого заключены договоры о взаимодействии с ТОООДИР «Дети-Аегелы» и ОО «Белая трость ТюмГУ, с Институтом психологии и  педагогики Тюменского государственного университета.

Формы взаимодействия с Институтом психологии и педагогики ТюмГУ: проведение совместных проектов, конференций, конкурсов;  предоставление студентам с ОВЗ  условий для педагогической практики, для проведения воспитательной работы с детьми в целях развития у них социальной ответственности за поддержку людей с ограниченными возможностями здоровья. 

В целях расширения возможностей взаимодействия с социумом в интересах детей с ОВЗ реализуется проект «Родительская поликлиника». Проект объединяет всех родителей учеников нашей школы, работающих в сфере медицины и здравоохранения. Социальное взаимодействие в русле проекта позволяет мобильно решать вопросы консультативной помощи ребенку с ОВЗ и его семье, обеспечивает  в школьном социуме человечное отношение к детям с особыми потребностями.

Развернуто сетевое взаимодействие с организациями и учреждениями, организующими  в масштабах города и региона конкурсы, олимпиады, праздники, с целью включения в число участников мероприятий обучающихся с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение (работа специалистов, психолого-педагогической комисии):

В школе реализуются пять  направления психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности детей с ОВЗ:

1) деятельность школьного психолого-педагогического комисия (ППК);

2) индивидуальная работа психологов, дефектолога с ребенком: сопровождение его образования, развития и социализации;

3) работа психологов с классным коллективом, в котором обучается ребенок с ОВЗ;

4) консультативная помощь психологов, дефектолога семье ребенка с ОВЗ;

5) консультативная помощь психологов, дефектолога педагогам, работающим с детьми с ОВЗ.

Краткая характеристика работы по указанным направлениям:

1) деятельность ППК организуется в соответствии с планом, ежегодно утверждаемым директором школы; заседания проводятся 1 раз в четверть, при необходимости – чаще; основа работы консилиума – анализ диагностики, наблюдений, результатов образовательной деятельности и социализации детей с ОВЗ; согласование  индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ; итог каждого заседания: конкретные рекомендации для развития инклюзивного образования и каждого конкретного ребенка, выработка стратегии и тактики улучшения качества образования и комфортности пребывания ребенка с ОВЗ в школе;

2) индивидуальная работа с ребенком с ОВЗ ведется педагогами-психологами и дефектологом на основе решений и рекомендаций ППК и личностных возможностей ребенка; данная работа осуществляется через консультации, собеседования, занятия в сенсорных комнатах, развивающие тренинги,  участие в программах Центра игровой и образовательной деятельности «Радо» (программа «Уроки красоты»); через программы Психологического клуба и Психологического театра; также продумано сопровождение детей с проблемами речи логопедами с дополнительным психологическим образованием, что позволяет решать проблемы ребенка комплексно;

3) работа психологов с классным коллективом осуществляется через беседы о милосердном отношении к тем, ком трудно; через социальные акции, игровые программы и проекты, в которых можно «примерить на себя» жизнь человека с ОВЗ в современном мире (пример: когда в пятый класс пришел ребенок с тяжелым нарушением зрения, одноклассникам было предложено посмотреть на мир сквозь квадратик кальки – это было сделано для того, чтобы они поняли, как видит мир их новый одноклассник;  результат: сочувствие детей и желание помочь, итог – успешная социализация ребенка с нарушением зрения);

4) консультативная помощь психологов и дефектолога семье ребенка с ОВЗ оказывается ежедневно – по необходимости; кроме того, созданы условия для взаимодействия  родителей детей с ОВЗ на школьных площадках общения, во время Дня семьи и родительских собраний, во время регионального форума «Большая перемена»; работу площадок общения, встречи во время праздников и школьных событий ведут педагоги-психологи, они же организуют круглые столы по обсуждению проблем развития детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;

5) консультативная помощь педагогам, работающим в классах, где обучаются дети с ОВЗ, осуществляется психологами, логопедами  и дефектологом во время проблемных семинаров, творческих лабораторий, мастер-классов, игровых программ, творческого общения – все это способствует профессиональному совершенствованию педагогов и повышению качества инклюзивного образования.

Важно